menu close menu
Авторазборка Сакура Авторазборка Сакура
0
7 (908) 997 30 87 [email protected]

Момент затяжки головки блока цилиндров (ГБЦ): полное руководство

Правильная затяжка головки блока цилиндров (ГБЦ) – один из ключевых этапов сборки двигателя. Несоблюдение регламентированных моментов затяжки может привести к деформации блока, утечке масла или охлаждающей жидкости, прогоранию прокладки и даже выходу из строя двигателя. В этой статье мы подробно разберем:

  • Что такое момент затяжки ГБЦ и почему он важен?

  • Последовательность и схема затяжки болтов ГБЦ.

  • Рекомендуемые моменты затяжки для различных двигателей.

  • Ошибки при затяжке и их последствия.

  • Инструменты для правильной затяжки.

 

1. Что такое момент затяжки ГБЦ и почему он важен?

Момент затяжки – это усилие, с которым закручиваются болты или шпильки головки блока цилиндров. Оно измеряется в ньютон-метрах (Н·м) и строго регламентируется производителем двигателя.

Почему важно соблюдать момент затяжки?

  • Равномерное распределение нагрузки – предотвращает деформацию ГБЦ и блока цилиндров.

  • Герметичность камеры сгорания – исключает прорыв газов и утечку охлаждающей жидкости.

  • Предотвращение разрушения болтов – слишком сильная затяжка может привести к срыву резьбы или поломке крепежа.

 

2. Последовательность затяжки болтов ГБЦ

Процесс затяжки ГБЦ выполняется в несколько этапов:

2.1 Подготовка

  • Очистите посадочные поверхности блока и головки от старой прокладки и загрязнений.

  • Проверьте болты на наличие повреждений и растяжения.

  • Смажьте резьбу болтов и их опорные поверхности моторным маслом (если иное не указано производителем).

2.2 Схема затяжки

Затяжка всегда выполняется от центра к краям по определенной схеме (обычно указанной в руководстве по ремонту).

Пример схемы для 10-болтовой ГБЦ:

 

 7   3   1   5   9  
8 4 2 6 10

 

Порядок затяжки: 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 → 7 → 8 → 9 → 10

 

2.3 Этапы затяжки

  1. Предварительная затяжка – все болты затягиваются с усилием 20–30% от конечного момента (например, 30 Н·м).

  2. Основная затяжка – доводка до полного момента (например, 90 Н·м).

  3. Доворот на угол (если требуется) – некоторые производители рекомендуют дополнительно довернуть болты на 90° или 120° после достижения основного момента.

 

3. Моменты затяжки для различных двигателей

Европейские двигатели

Марка / Двигатель Момент затяжки (Н·м) Доворот Примечание
VW 1.8 TSI (EA888 Gen3) 40 → 60 → +90° → +90° Да (2×90°) Обязательна замена болтов
VW 2.0 TDI (BKD/CBEA) 60 → 90 → +90° Да Болты одноразовые
BMW N52 (2.5-3.0L) 30 → 90 → +90° Да Требуется угломер
Mercedes OM642 (3.0 CDI) 50 → 90 → +90° Да Затяжка в 3 этапа
Opel Z20NET (2.0 Turbo) 25 → 50 → +90° → +45° Да Строго по схеме

 

Японские и корейские двигатели

Марка / Двигатель Момент затяжки (Н·м) Доворот Примечание
Toyota 1ZZ-FE (1.8L) 29 → 59 Нет Затяжка в 2 этапа
Honda K20A (2.0L) 30 → 80 → +90° Да Болты одноразовые
Nissan SR20DE (2.0L) 30 → 60 → +60° Да Проверка через 500 км
Hyundai G4FC (1.6L) 25 → 50 → +90° Да Замена болтов обязательна
Mazda LF (2.0-2.5L) 30 → 90 → +90° Да Аналогично Ford Duratec
Honda G16A (1.8L) 30 → 50 → +60° Нет Затяжка в 3 этапа
Toyota 1HD   (4.2L) 50 → 90 → +90° Да Затяжка в 3 этапа

 

Американские двигатели

Марка / Двигатель Момент затяжки (Н·м) Доворот Примечание
Ford Duratec 2.0 25 → 50 → +90° Да Затяжка крест-накрест
Chevrolet LS3 (6.2L V8) 30 → 70 → +70° Да Используется Loctite
Dodge EJ 2.4L 27 → 50 → +90° Да Болты TTY (одноразовые)

 

4. Ошибки при затяжке и их последствия

  1.  Несоблюдение порядка затяжки → деформация ГБЦ, неравномерное прилегание прокладки.
  2.  Превышение момента затяжки → срыв резьбы, поломка болтов.
  3.  Использование старых болтов → ослабление крепления из-за усталости металла
  4.  Отсутствие смазки резьбы → некорректный момент затяжки.

5. Инструменты для затяжки ГБЦ

  • Динамический ключ с предельным моментом – для предварительной затяжки.

  • Динамометрический ключ с регулируемым моментом – для точной затяжки.

  • Угломер – для доворота болтов на заданный угол.

Заключение

Правильная затяжка головки блока цилиндров – залог долговечности двигателя. Всегда соблюдайте момент и последовательность затяжки, используйте исправные болты и качественные инструменты. Если у вас нет опыта, лучше доверить эту работу профессионалам.

Полезные советы:

  • После первого запуска двигателя проверьте момент затяжки через 500–1000 км.

  • Никогда не используйте болты с поврежденной резьбой.

  • При замене прокладки ГБЦ очищайте поверхности от остатков старой прокладки.

 

Выбрать необходимую ГБЦ для замены, можно в нашем каталоге https://mysakura.ru/catalog/elementi-dvigatelya/golovka_bloka_cilindrov

 

Наш телеграм канал: t.me/mysakura

 

 

2025-04-18 14:27:20
237